Существует еще ряд разработок, ждущих внедрения и испытаний, но сотрудники предприятия пока карт не раскрывают: “Приятнее показать готовый продукт...”
Большая часть работ по изготовлению деталей машин и сборка вездеходов выполняются на собственных опытно-инструментальном и сборочном участках. Вездеходы максимально унифицированы с серийно производимой техникой. Серийные компоненты дешевле, да и с точки зрения ремонтопригодности более выгодны. Те работы, что “не под силу”, размещаются на предприятиях Нижнего Новгорода и всей европейской части России.
Заказчики же, напротив, находятся преимущественно на севере и востоке. Это нефтяники, газовики, геологи, охотники — вынужденные “любители” болот, сугробов и прочего непролазного бездорожья. В последнее время вездеходами заинтересовались энергетики и связисты. До мест прокладки ЛЭП и линий связи тоже сложно добраться!
Раньше люди ездили “на танках”, не считаясь с расходом топлива и экологией. В наше время приходится считать деньги — вот основная причина устойчивого спроса на продукцию ЗАО “ЗВМ”. Впрочем, объем выпуска 5—10 машин в месяц крупным не назовешь. Такие транспортные средства массовыми быть не могут, но на данный момент предприятие обеспечено заказами до конца года.
Завод вездеходных машин — это прекрасная материально-техническая база для подготовки будущих специалистов. Неслучайно большая часть работников — это бывшие выпускники автомобильного факультета НГТУ.
“Ухтыш”
Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2410 “Ухтыш” выполнен на базе оригинального гусеничного шасси и имеет двухобъемный кузов капотной компоновки с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-31512, -31514. Вездеход “Ухтыш” предназначен в основном для перевозки людей, а также небольшого багажа по всем типам слабонесущих грунтов, болотистой местности, снежной целине и на плаву. Салон позволяет с комфортом разместить пять пассажиров (включая водителя) и груз массой до 50 кг. При необходимости задние сиденья вездехода трансформируются, образуя дополнительный объем багажного отделения. Отличительной чертой данной модели являются минимальные габаритные размеры, обеспечивающие не только наилучшую маневренность и обзор с места водителя, но и удобство при транспортировке.
В базовой комплектации вездеход “Ухтыш” оснащен водооткачивающим насосом, кронштейном под лебедку, металлической крышей с люком.
“Узола”
Гусеничный плавающий снегоболотоход ЗВМ-2411 “Узола” выполнен на идентичной “Ухтышу” “тележке” и имеет однообъемный кузов с грузопассажирским салоном, унифицированным с автомобилями УАЗ-39094, -2206 и их модификациями.
В зависимости от типа кузова вездеход “Узола” имеет три модификации:
— ЗВМ 2411Г — с двухместной кабиной и грузовой платформой;
— ЗВМ 2411ГП — с пятиместной кабиной и грузовой платформой;
— ЗВМ 2411П — с цельнометаллическим однообъемным кузовом вагонной компоновки и грузопассажирским салоном общим числом мест от 2 до 7 и общей грузоподъемностью 550 кг.
Грузовая платформа вездехода дает возможность размещения различного технологического оборудования по желанию заказчика с возможностью его подключения к валу отбора мощности в раздаточной коробке.
В качестве силового агрегата предлагаются два двигателя: дизельный ЗМЗ-514 мощностью 110 л. с. и бензиновый ЗМЗ-409 мощностью 150 л. с.
“Кержак”
Транспортно-технологическое средство на шинах сверхнизкого давления “Кержак” предназначено для перевозки грузов, людей, технологического оборудования в условиях бездорожья, по снежной целине, сыпучему песку, тундре без повреждения растительного покрова, а также способен вплавь преодолевать небольшие водные преграды. Снегоболотоход “Кержак” можно заказать в любой из более чем 20 модификаций — “Медицинская служба”, “Пожарная”, “Инкассация”, “Автономная электростанция”... Устанешь перечислять!