О способностях ГАЗ-66 покорять бездорожье сложены легенды, не слишком далекие от истины. У пришедшего ему на смену ГАЗ-3308 «Садко» развесовка по осям не столь удачна, но грузовик тоже далеко не промах. Как оказалось, и без того высокую планку проходимости этих машин реально поднять на недосягаемый уровень.
Модифицированный автомобиль получил имя «Сивер». Созвучно с Севером, где подобная техника как раз наиболее востребована. Впрочем, мало ли у нас мест, где дороги... гм, как бы помягче выразиться? — ну, вы понимаете, к чему я клоню. Вместо того чтобы их строить, хоть какие-то, мы придумываем машины, которым дороги не нужны или почти не нужны. Да и просторы наши обязывают...
Появились снегоболотоходы на шинах низкого давления. В определенных случаях им трудно найти достойную замену — на тех же болотах или снежной целине, но по раскисшим глинистым колеям, по лесовозным просекам — здесь эти машины едут неважно. Я лично убедился в этом во время поездки вдоль «мертвой дороги». Когда-то давно я с приятелем оказался в одном лесничестве как раз на вездеходе данного типа. Вердикт местных был однозначен: «Далеко не уедете — все шины поколете». Но народ ездит, мучается: а что остается — стандартный колесный транспорт здесь уже не едет, а гусеницы — это вообще отдельная история. На «Заводе вездеходных машин», что под Нижним Новгородом, в сотрудничестве с ООО «Спецтех» производят небольшими партиями нечто большее, чем ГАЗ-66 или «Садко» как раз для замены снегоболтоходов в таких местах, где их эксплуатировать можно, но не нужно.
ХОДУЛИ ДЛЯ «САДКО»
Идея не оригинальна: увеличить дорожный просвет и, соответственно, установить огромные колеса. Оба эти обстоятельства кардинально влияют на проходимость. На стандартные ведущие мосты навесили бортовые редукторы собственной конструкции. Поскольку зацепление шестерен внешнее, то в механизме необходимы три вала — в противном случае автомобиль поедет не вперед, а назад. Общее передаточное число дополнительной передачи равно 2,06. На опробованном мной образце были установлены шины TyRex Agro размерностью 21,3R24 (встречаются ИЯВ-79 того же размера, но диагональные). Внешний диаметр колес составляет 1400 мм, что на 460 мм превышает штатный параметр. В результате под машиной можно пройти на корточках — клиренс равен 650 мм. Напомню: в заводском исполнении у «Садко», как и у ГАЗ-66, он составляет 315 мм. Разумеется, помимо увеличения дорожного просвета бортовые редукторы работают на повышение крутящего момента на колесах, ведь иначе штатный двигатель и трансмиссия их не прокрутят.
Поскольку по шасси снятый с производства ГАЗ-66 и ныне здравствующий «Садко» практически идентичны, комплект из редукторов и колес (плюс оригинальные задние полуоси и внешние части передних шрусов, а также кронштейны для крепления редукторов) подходит для монтажа на оба грузовика. Активнее покупают первый. Водителю и пассажиру тут не позавидуешь: ни удобства управления, ни комфорта. Сдвоенный вариант кабины тоже невозможен, но есть обстоятельство, ради которого прощается все. Упомянутое преимущество по развесовке тут ни при чем — все гораздо прозаичнее: такой автомобиль дешевле, поскольку «шишигу» берут б/у, а «Садко» — новенький, с заводского конвейера. Ценники получаются заметно разные. Правда, и состояние у машин, мягко говоря, отличается. ГАЗ-66 перед переоборудованием надо еще приводить в чувство, колдовать же над новым автомобилем намного приятнее. Хотя и тут возможны сюрпризы: на том «Садко», на котором катался я, только водитель-испытатель был способен подключить передний мост... ногой с заднего сиденья. Так что не все так однозначно. Зато «Садко» идет в заводском варианте с дизелем ММЗ Д-245, что намного лучше, чем бензиновый мотор ЗМЗ-513. Нередко попутно заказывают установку дизеля на «шишигу», чтобы не испытывать проблем из-за нехватки крутящего момента на огромных колесах.
ЗАПАСКА НЕ НУЖНА
Впрочем, совсем не обязательно покупать переоборудованный автомобиль целиком — можно установить комплект из колес и редукторов на свой проверенный грузовик самостоятельно, и такой вариант по душе многим заказчикам. Не уазик, конечно, масштабы деталей несколько иные, без легких средств механизации не обойтись. Например, редуктор весит около 80 кг, а колесо в сборе с диском — под 200. (Запаска, кстати, из-за своих размеров и веса не предусмотрена вовсе: есть подкачка, реально добраться до базы и на спущенной шине — резину с многослойным кордом прикончить не так-то просто). Машина становится тяжелее — падает полезная нагрузка, которую она способна нести? Все так, но подобный транспорт редко используют для перевозки серьезных грузов. Наилучшим спросом пользуется не грузовик с большой платформой и двухместной кабиной, а гибрид со сдвоенной пятиместной кабиной и кургузым кузовком сзади. Главное самим с легким экспедиционным скарбом доехать туда, куда ни обычная «шишига», ни трехосный «Урал» не доберутся. Такая задача стоит и перед охотниками (частниками или промысловиками), и перед геологоразведчиками, и перед многими другими, кто в силу различных обстоятельств вынужден перемещаться по неосвоенным просторам нашей страны.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
К сожалению, по-настоящему проверить ходовые качества «Сивера» мне не довелось. Окрестные низины просохли, а ехать куда-то далеко не было возможности. Да это и долгая история, поскольку скорость у машины невелика — длинные перегоны не для нее. Мы лишь несколько раз пересекли волжскую старицу, не испытав при этом ни малейших затруднений. Доверимся словам водителя Андрея Кравченко, утверждающего, что стандартная «шишига» на берег вряд ли бы смогла выбраться самостоятельно.
Послушаем тех, кто проверил машину более основательно, чем мы. Вот, например, что поведал Валерий Лаврентьев из города Котлас (юго-восток Архангельской обл.), директор лесохозяйственного предприятия «ОрбитаЛесСервис»: «Мы используем «Сивер» для доставки бригад в отдаленные лесные районы. Или до момента начала лесозаготовок, или после них — в обоих случаях дорог практически нет. ТРЭКОЛ не годится, главным образом, из-за того, что колеса низкого давления не приспособлены для езды по лесу — проколоть их очень легко. Когда с дырой в шине вы оказываетесь в полусотне километров от базы, в совершенной глуши, то это просто опасно, поскольку помощи ждать неоткуда. Надежность машин с узлами от уазика, на которые тут приходятся совершенно иные нагрузки, тоже оставляет желать лучшего. Гусеничные машины крепки и проходимы, но необходим транспорт для их переброски из одного района работы в другой. Ездить приходится и по нормальным твердым дорогам, и на гусеницах это сущее мучение.
Вот мы и решили попробовать в эксплуатации автомобиль сверхвысокой проходимости, а не снегоболотоход узкой сферы применения. Выбрали машину на базе ГАЗ-66: доверие к заслуженному армейскому грузовику выше, чем к сравнительно недавно испеченному «Садко». К модернизированной трансмиссии претензий нет — работает без поломок. На очень слабых грунтах «Сивер» здорово режет колею — это минус. Но по торфяникам, подболоченным грунтам, он идет не в пример лучше ТРЭКОЛА: шины имеют хорошее сцепление с грунтом, не буксуют. На коряги и острые пни мы теперь не обращаем внимания. Сейчас заказали уже третий «Сивер».
Вот эти заключительные слова Валерия ясно показывают, что машина получилась, людям она нравится и ими востребована.