Машин, относящихся к славному племени настоящих вездеходов, на асфальтовых дорогах не увидишь, так что если вы житель города, вы не знакомы с ними. Но если вы нефтяник, газовик, геолог, спасатель МЧС и вам приходится иметь дело с непролазными болотами, тундрой и прочими труднопроходимыми местами, вы наверняка уже встречались с настоящим вездеходом…
Исходя из определения самое важное и отличительное свойство всей вездеходной техники - высокая проходимость! "Ходящий везде" - следует из самого названия этого класса машин - "вездеход". Следуя этой логике, он должен преодолевать любое наземное и водное препятствие.
ТМ-120 представляет собой оригинальную разработку, изначально предназначенную для использования в народном хозяйстве, и не имеет никакой военной предыстории. Поступивший в серию в 2000 году, он является самым технически современным и комфортабельным отечественным вездеходом.
Хотелось бы более подробно остановиться на ходовых качествах этой машины. Ведь даже если дизайн стоит того, чтобы внимательно присмотреться к нему, комфортабельность кабины выше всяких похвал, а компоновка является уникальной, все это теряет значение, если нет главного - проходимости. Ибо если вездеход не справляется со своей основной задачей - преодоление труднопроходимой местности - это уже не вездеход.
Кто хоть раз испытывал ТМ-120 в деле, подтвердит, что он преодолевает любые препятствия. Особенно незабываемы поездки на полной скорости по глубокому снежному покрову (глубиной более 2 метров) - это никого не оставляет равнодушным.
И даже то, что браконьеры, несмотря на всю недопустимость их действий, предпочитают именно эту машину, говорит в пользу высоких ходовых качеств ТМ-120. Кстати, этот факт заставляет задуматься: может просто необходимо, чтобы госрыбнадзор и другие государственные органы надзора тоже имели современные и скоростные вездеходы!?
Но не будем углубляться в эту тему. Лучше продолжим разговор о курганском вездеходе. Незаменимым свойством ТМ-120 являются водоплавающие качества, делающие его проходимость почти абсолютной, так как переправа через водные преграды становится для многих других машин непреодолимым препятствием.
Не пропадет экипаж ТМ-120 и в болоте, так как болотоходные гусеницы, разработанные на ОАО "Курганмашзавод", позволяют ему перемещаться по болотам всех категорий, а гидромеханическая коробка передач позволяет переключать передачи при движении по болоту плавно, без рывков, что увеличивает и без того высокую проходимость.
Одним словом ТМ-120 является шедевром вездеходной техники и делает честь отечественной конструкторской мысли.
То, что именно в России создан такой вездеход, не является случайным. Так как именно в нашей стране гражданские вездеходы получили наибольшее распространение. Ни для кого не секрет, что всегда основной интерес к вездесущей вездеходной технике проявляют военные. Так было и в России до тех пор, пока не началось широкомасштабное освоение северных земель, которые до сих пор в своей массе представляют малонаселенные районы с суровым климатом и труднопроходимой местностью. Именно здесь вездеходы и являются незаменимыми. Поэтому на севере и эксплуатируются большинство этих машин.
Таким образом, наличие гигантских неосвоенных территорий с суровым климатом и труднопроходимым ландшафтом и необходимость их быстрого освоения для организации добычи природных ресурсов предопределили высокий уровень вездеходной техники гражданского назначения в нашей стране.
Приятно осознавать, что хоть в каком-то секторе машиностроения, кроме военного, мы не отстаем от запада, а даже опережаем его!
Денис Боголюбов