Вождение гусеничных вездеходов

Распечатать

Перед эксплуатацией машины водитель обязан внимательно изучить всё Руководство и строго соблюдать его указания.

  • При эксплуатации особое внимание следует уделять сведениям, изложенным в разделах 2 «Предупреждения» и 3 «Правила техники безопасности и противопожарные требования».
  • Внимание! При несоблюдении потребителем правил и условий эксплуатации, технического обслуживания, транспортирования и хранения, изложенных в настоящем Руководстве по эксплуатации, нарушении сохранности заводских пломб, а также в случае использования при техническом обслуживании и текущем ремонте расходных материалов (горюче-смазочных материалов, деталей и сборочных единиц) от производителей непредусмотренных к использованию, внесении изменений в конструкцию снегоболотохода, гарантии на машину не сохраняются.
  •  В случае проведения ремонтно-восстановительных работ Владельцем или третьим лицом при выходе из строя в гарантийный период снегоболотохода и (или) его составных частей без привлечения к работам специалистов предприятия-изготовителя, гарантия на снегоболотоход и его составные части не сохраняется.

ВНИМАНИЕ! Техническое обслуживание снегоболотохода согласно настоящему «Руководству по эксплуатации», а также возможное дополнительное обслуживание, не описанное в «Руководстве по эксплуатации», но являющееся характерным при обслуживании и эксплуатации гусеничных снегоболотоходов входит в понятие «НОРМАЛЬНОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ»
Любая неисправность, произошедшая по причине недостатка обслуживания, не покрывается гарантией!

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ! При эксплуатации снегоболотохода необходимо учитывать следующее:
1. Во избежание попадания в кабину отработавших газов эксплуатация снегоболотохода с неисправной системой выпуска газов запрещается.
2. Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя производить при снятой пробке расширительного бачка или при снятой пробке радиатора.
3. Запрещается производить пуск двигателя буксировкой снегоболотохода в зимних условиях.
4. Запрещается трогание машины с места при вмерзших в грунт гусеницах во избежание поломок узлов трансмиссии. При существовании возможности вмерзания машины под обе гусеницы необходимо подложить доски.
5. После пуска холодного двигателя (без применения предпускового подогревателя) нельзя давать двигателю сразу большую частоту вращения. Холодное загустевшее масло доходит до подшипников коленчатого вала медленно, поэтому трущиеся поверхности двигателя могут быть повреждены.
Начинать движение необходимо на первой передаче и только при устойчивой работе двигателя. Температура жидкости в системе охлаждения должна быть не менее 50° С.
6. Запрещается эксплуатация снегоболотохода при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
7. Запрещается эксплуатировать снегоболотоход, если уровень масла в картере двигателя ниже нижней метки или выше верхней метки по указателю.
8. Необходимо избегать резкого маневрирования при движении снегоболотохода на снежной целине в условиях налипания снега для предотвращения набивания и уплотнения снега между гусеницами и ведущими колесами, что может привести к «проскоку» зубьев ведущих колес и выходу гусениц из зацепления.
9. Запрещается включение предпускового подогревателя с незаполненной системой охлаждения двигателя.
10. Запрещается выключать двигатель, сцепление и передачи при движении на спусках.
11. Запрещается пуск двигателя при отсоединённом плюсовом проводе генератора, так как это приведёт к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов выпрямителя.
12. Запрещается эксплуатация машины с дорожным просветом менее 380 мм.
13. Запрещается отключение аккумуляторных батарей при работающем двигателе и включённых потребителях. В крайнем случае, при коротком замыкании в бортсети допускается отключить батареи выключателем, до минимума уменьшив подачу топлива.
14. Нельзя подключать для пуска холодного двигателя аккумуляторные батареи ёмкостью более 195 ампер-часов.
15. Во избежание попадания воздуха в систему питания двигателя не рекомендуется полностью вырабатывать топливные баки.
16. Не рекомендуется работа двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода более 15 минут.
17. Во  избежание  нарушений  рабочего  процесса  двигателя  на  высоте  более 1500 м над уровнем моря необходимо отрегулировать топливный насос с целью уменьшения производительности:
Высота над уровнемморя, м Барометрическое давление,гПа (мм рт. ст.) Уменьшение производительности насоса, %
1500 – 2000 840 (630) – 800 (600) 10
2000 – 2500 800 (600) – 747 (560) 15
2500 – 3000 747 (560) – 700 (525) 20

Эксплуатация снегоболотохода на высоте более 3000 м над уровнем моря не рекомендуется.
18. Приведённые в Руководстве по эксплуатации неисправности не являются характерными, однако могут возникнуть при длительной эксплуатации в результате износа деталей, несвоевременного технического обслуживания и невыполнения указаний данного Руководства.
Внимание! При загорании светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости эксплуатация машины запрещается.
Категорически запрещается заправлять систему водой при отрицательных температурах окружающего воздуха, так как в системе охлаждения установлен термостат ТР2-02 с дренажным клапаном (начало открытия основного клапана 87±2˚С).
Невыполнение этого требования может привести к размораживанию радиатора даже при движении снегоболотохода.
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается движение снегоболотохода с уширенными тундровыми гусеницами со скоростью выше 30 км/час. В противном случае это может привести к разрушению резиновых уширителей.
ВНИМАНИЕ! Эксплуатация снегоболотохода с установленными снегоочистителями в летний период категорически запрещена. Это может привести к их поломке.
ВНИМАНИЕ! При преодолении водных преград вброд и на плаву необходимо проверить наличие болтов крепления снегоочистителей. В случае их отсутствия внутрь корпуса будет затекать вода.
ВНИМАНИЕ! Эксплуатация  снегоболотохода при дорожном просвете менее 380 мм запрещается.

17. ВОЖДЕНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА! К вождению снегоболотоходом допускаются лица, имеющие удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорией Е.
При вождении снегоболотохода следует учитывать некоторые особенности, характерные для быстроходных гусеничных машин.
Снегоболотоход имеет сравнительно высокую удельную мощность и, соответственно, высокую среднюю скорость движения, в том числе по слабонесущим грунтам (песок, болото, снег). Несмотря на энергоёмкую подвеску, позволяющую поддерживать высокую скорость при движении по пересечённой местности, водитель обязан, во избежание травмирования пассажиров и поломок ходовой части, снижать скорость в следующих случаях:
– при движении по снежной неразведанной целине, скрывающей рвы, пни, валуны и другие препятствия;
– при движении по выбитой просёлочной дороге с чередующимися ямами;
– при движении по кустарнику, в котором могут скрываться пни, ямы, бугры, камни;
– при движении по лесной, извилистой дороге со множеством крутых, неожиданных поворотов;
– при движении по лесисто-болотистой местности, где возможно попадание между гусеницей и бортом снегоболотохода сухостоя (бревна или его части);
– в других подобных случаях, когда возможны непредвиденные удары посторонних предметов о детали ходовой части.

17.1. ТРОГАНИЕ С МЕСТА! Для трогания снегоболотохода с места необходимо:
1. Включить «массу» снегоболотохода.
2. Убедиться, что рукоятка управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
5. Пустить двигатель.
6. Выжать педаль сцепления.
7. Перевести рычаг управления коробкой передач из нейтрали в положение включаемой передачи.
8. Плавно отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая подачу топлива (нажимая на педаль подачи топлива).
Переключение производить только при выжатой педали сцепления.
Если трогание с места производится на подъёме, то одновременно с отпусканием педали сцепления и нажатием на педаль подачи топлива необходимо отпустить стояночный тормоз.
Перед троганием снегоболотохода с места при сильных морозах, если масло в трансмиссии сильно загустело, необходимо после пуска двигателя отпустить педаль сцепления и прогреть масло в коробке передач при нейтральном положении рычага переключения.

17.2. ДВИЖЕНИЕ И ПОВОРОТЫ! Во время движения необходимо: 
1. Следить за показаниями приборов. Температура охлаждающей жидкости должна быть 85–105°С.
При загорании светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости эксплуатация машины запрещается.
2. Не держать ногу на педали сцепления во избежание сгорания накладок ведомого диска сцепления и выхода из строя подшипника выключения сцепления.
3. Переходить на низшие передачи, если обороты двигателя падают от нагрузки (до черной шкалы по тахометру).
4. Переключать передачи быстро, но плавно, по возможности на ровных, не имеющих поворотов, участках пути. При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических  качеств нужно контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. При всех режимах движения нужно ориентироваться на зеленое поле указателя тахометра.
5. Включать задний ход только после полной остановки снегоболотохода.
6. Приближаясь к повороту, снижать скорость движения, а перед крутыми поворотами, кроме того, переходить на низшую передачу.
Максимальную мощность двигатель развивает при частоте вращения  2400 об/мин.
Скорость движения на маршруте должна выбираться с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя при частоте вращения коленчатого вала 1800 – 2000 об/мин.
Длительная езда с использованием  максимальной мощности двигателя приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.
Следует помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает  при частоте вращения  коленчатого вала 1600 об/мин. При дальнейшем снижении частоты вращения от нагрузки теряется мощность и требуются дополнительные затраты энергии на разгон машины.
При разгоне машины не рекомендуется включать  высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.
При движении с прицепом не допускать складывания прицепа со снегоболотоходом, то есть упора ограничительного буфера дышла прицепа в задний борт снегоболотохода. Это может привести к порче буксирного устройства снегоболотохода и дышла прицепа.
При движении необходимо также:
1. Объезжать препятствия непреодолеваемые снегоболотоходом исходя из его технических возможностей, или преодоление которых вызывает сомнения.
2. Избегать движения по глубоким колеям по причине возможной посадки снегоболотохода днищем на грунт.
ВНИМАНИЕ! В случае, если избежать движения по глубокой колее не удается, выход из колеи (особенно из замерзшей) осуществлять плавно и постепенно, во избежание спадания гусениц и набегания опорных катков на перья звеньев гусениц, что может привести к сбросу гусениц, а также к деформации и разрушению узлов ходовой части.
3. Избегать движения по крутым боковым склонам из-за опасности бокового скольжения и спада нижележащей по уклону гусеницы вследствие ослабления её натяжения.
4. Не допускать прямых столкновений с такими препятствиями, как деревья, пни, камни и т. п. из-за опасности повреждения корпуса и элементов ходовой части снегоболотохода.
При движении на грунтовых и укатанных снежных лорогах с неровностями синусоидального профиля (волнообразных) небольшой высоты (15 – 30 см) для гашения колебаний машины необходимо замедлять движение при подходе передних катков к гребню выпуклости неровности за счет уменьшения подачи топлива.
При ускорении движения в момент перевала машины через гребень неровности проподнимается носовая часть корпуса и разгружается подвеска передних катков. Поэтому предупреждается жесткий удар при съезде с выпуклости неровности и улучшаются условия наезда на следующую выпуклость.
С уменьшением подачи топлива при подходе к гребню выпуклости, наоборот, носовая часть прижимается к гребня. Благодаря этому гасятся колебания корпуса, обусловленные высвобождением потенциальной энергии сжатых (при наезде на выпуклость) упругих элементов подвески передних катков.
Степень изменения подачи топлива при ускорении и замедлении при движении по этим неровностям определяется в каждом конкретном случае исходя из высоты и длины неровностей, а также конструктивной особенности подвески.
При повороте машины необходимо соблюдать следующие правила: 
– выбирать участки с меньшим сопротивлением повороту (избегать поворотов при движении под уклон);
– рулевым колесом действовать плавно, не допуская заноса и юэа;
– не поворачивать снегоболотоход без надобности;
– избегать крутых и резких поворотов при движении на большой скорости по дорогам с твердым покрытием, по болоту, льду, вброд, на крутых подъемах, спусках и косогорах;
– в случае заноса снегоболотохода быстро возвратить рулевое колесо в исходное положение, отпустить педаль подачи топлива (снизить скорость движения), затем переместить рулевое колесо в промежуточное положение в сторону заноса , увеличить подачу топлива и после выхода на нужное направление движения плавно возвратить рулевое колесо с исходное положение.

17.3. ОСТАНОВКА СНЕГОБОЛОТОХОДА! Для остановки снегоболотохода необходимо:
– отпустить педаль подачи топлива;
– выжать педаль сцепления;
– перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;
– отпустить педаль сцепления.
Во избежание скатывания снегоболотохода при остановке его на подъёме или спуске необходимо включить стояночный тормоз.

17.4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Рвы, ямы, насыпи и т. п. необходимо преодолевать на низшей передаче в КП, под прямым углом или близким к прямому, без поворотов и переключения передач. При подъеме на препятствие (насыпь и т. п.) обороты двигателя должны быть увеличены.
На длительных тяжёлых участках пути (грязь, болото, глубокий снег и т. п.) необходимо двигаться на низших передачах. Если началось буксование гусениц, нужно попытаться выехать с тяжёлого участка задним ходом.
Перед крутым спуском необходимо оценить его крутизну, выяснить состояние пути (наличие поворотов, выбоин, канав и т. п.), а также характер грунта. Спуск должен осуществляться на первой передаче с торможением двигателем. Не разрешается при спуске выключать сцепление и переключать передачи, так как при этом двигатель отключается от трансмиссии и торможение двигателем прекращается. Повороты на спуске, если их нельзя избежать, делать очень плавно, не допуская заносов. Резкое торможение на спусках не допускается.
Перед движением через мост необходимо осмотреть состояние его опор, перекрытий и настила. Двигаться через мост следует со скоростью не более 10 км/ч без рывков, поворотов, остановок и переключения передач.

17.5. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАБОЛОЧЕННЫХ УЧАСТКОВ И БОЛОТ
Существует несколько правил движения по заболоченным участкам и болотам, которых необходимо придерживаться.
Во-первых, заболоченные участки и болота следует преодолевать наиболее коротким путем, требующим минимальное число поворотов, и без резкого изменения направления движения. С этой целью перед началом движения целесообразно наметить примерное его направление, сообразуясь с визуальной оценкой состояния болота и замерами, если это возможно, толщины торфяного слоя.
Оценку толщины торфяного слоя можно осуществлять по растительности на болоте. Например, наличие смешанного леса (сосна, береза, осина) может косвенно свидетельствовать о сравнительно небольшой толщине торфа.
Присутствие на болоте карликовых сосен говорит о том, что это болото верховое и торф расположен на значительной глубине. Болота без леса и кустарника, покрытые бурыми мхами, имеют, как правило, более мощный торфяной слой, чем болота, поросшие травой, осокой и тростником.
Выбирать направление движения следует так, чтобы траектория движения машины проходила по участкам с более густой порослью, которая своей корневой системой связывает и укрепляет покров болота. Несущая способность торфяника, покрытого кустарником, в 1,4 – 1,6 раза больше, чем без кустарника. При движении следует избегать участков, где трава имеет более яркую окраску или где нет травяного покрова, или он занимает отдельные зоны. На таких участках несущая способность болота в большинстве случаев значительно меньше. В районах с вечной мерзлотой в летнее время слой торфа на многих болотах оттаивает на глубину 0,50 – 0,65 м. Ниже находится слой вечной мерзлоты с увеличивающейся по мере заглубления несущей способностью. Верхний слой таких болот может в несколько раз менять свою несущую способность в зависимости от состояния погоды.
Во-вторых, не следует двигаться по ранее проложенным колеям и по возможности пересекать их. Это объясняется тем, что при неоднократном прохождении машин по одной и той же колее её глубина увеличивается, а это может привести к посадке машины днищем на грунт. Кроме того, в таких случаях слой торфа в колее превращается в жидкотекучую массу неоднородного состава с очень малой несущей способностью.
Сцепные качества гусеничного движителя на таких разжиженных грунтах резко ухудшается, что во многих случаях приводит к остановке машины, особенно если это сочетается с посадкой её корпуса на грунт.
В-третьих, двигаться как правило, следует при включенных низших передачах в коробке передач и плавном изменении, при необходимости, частоты вращения коленчатого вала двигателя. Резкое её изменение, а следовательно, и резкое увеличение скорости гусеничного движителя, контактирующего с грунтом, может привести в большинстве случаев к срыву грунта и началу буксования движителя. При явном буксовании гусениц и уменьшении скорости движения необходимо остановиться, отвести машину назад на новый след и, осмотрев впередилежащую часть болота, выбрать новое направление движения.
При застревании машины на болоте нельзя применять известный способ их «раскачки» за счет быстрой смены переднего хода на задний и наоборот. Вследствие буксования движителя, сопровождающего этот процесс «раскачки», покров болота полностью разрушается и машина ещё больше погружается в грунт. Вытаскивание застрявшей в болоте гусеничной машины требует больших тяговых усилий и занимает много времени. Поэтому перед движением сначала следует определить наилучшее направление движения, на котором вероятность потери подвижности будет меньше.
На некоторых торфяных болотах встречаются участки без растительности – мочажины, которые следует обходить. В тех случаях, когда мочажину обойти нельзя, необходимо иметь в виду, что узкие мочажины (до 20 м) снегоболотоход способен преодолевать с ходу, используя инерцию. В больших по размерам мочажинах машина может оказаться на плаву в торфяной массе.
В этих случаях вращением гусениц часто не удается получить требуемую силу тяги для дальнейшего движения, поэтому одиночным машинам целесообразно избегать направления движения, связанного с необходимостью пересечения таких участков болот. При попадании в мочажину выход снегоболотохода в ряде случаев возможен при помощи подкладывания бревен и хвороста под гусеницы
При работе на болотах с мочажинами следует соблюдать большую осторожность, особенно в тех случаях, когда гусеница одного борта попадает в мочажину. Такое движение сопровождается достаточно большим креном, и его следует избегать. Попадание снегоболотохода в такую ситуацию, может привести к потере остойчивости, попаданию больших торфяных масс в кузов и потоплению машины в болоте, особенно при отсутствии герметизации верхней части корпуса.
Большую опасность представляют озера, заросшие торфяно-растительным покровом (сплавиной). Это первая стадия развития низинного болота, под которым находится вода. Такие озера нередко имеют глубокие водоёмы, сверху затянутые плавучими растениями и травой, причем эти «окна» внешне почти ничем не отличаются.
Определить то, что снегоболотоход вышел не сплавину можно по распространяющейся перед машиной волне. Чем быстрее и сильнее волны, тем тоньше сплавина. В этих условиях необходимо продолжать движение не изменяя направление и скорость. Нередко на таких болотах встречаются участки со сплавиной в виде отдельных плавающих островков разной величины. Снегоболотоход может преодолевать такие участки болота только при наличии достаточно больших окон между сплавинами.
При отрицательных температурах окружающего воздуха слой болотного грунта постепенно промерзает и возможности преодоления болот без потери подвижности увеличиваются. Однако и в этих условиях необходимы проверка состояния грунта и определение промерзшего торфяного слоя.
По окончании работы на болотах, необходимо произвести очистку снегоболотохода от растительности, набившейся между корпусом и его ходовой частью.

17.6. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
При преодолении снегоболотоходом широких водных преград водитель обязан оценить вероятность изменения ветро-волнового режима на преодолеваемом участке водоема в зависимости от погодных условий.
Водные преграды глубиной до 0,8 м груженая машина преодолевает вброд. При глубине водоёма более 0,8 м снегоболотоход способен преодолевать его на плаву. Движение на плаву осуществляется при помощи гусеничного движителя.
ВНИМАНИЕ! Скорость течения воды на должна превышать 1 м/с. В противном случае течением воды снегоболотоход может снести. Максимально допустимая высота волны, при которой допускается использование снегоболотохода на плаву 0,125 м.
Перед входом в воду необходимо:
1.  Проверить закрытие всех пробок в днище.
2.  Проверить наличие на штатных местах болтов крепления снегоочистителей.
3.  Убедиться в отсутствии пробоин корпуса.
4.  Убедиться, что задняя дверь кузова плотно закрыта.
5.  Открыть (подготовить) аварийно-вентиляционные люки на крыше кабины и на крыше кузова для обеспечения аварийного выхода.
6.  Проверить работу водооткачивающих электронасосов включением и убедиться в чистоте их сеток.
7.  Проверить натяжение гусениц (слабое натяжение не допускается).
8.  Все ремни безопасности отстегнуть.
9.  При наличии людей в пассажирском салоне равномерно распределить их и не допускать перемещения, предотвращая крен машины.
10.  Равномерно разместить  и надежно закрепить груз в грузовом отсеке.
12.  Убедиться в достаточности топлива в топливных баках для преодоления водной преграды.
13.  Водитель должен надеть спасательный жилет. Все переправляющиеся пассажиры также должны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, жилетами, кругами и т. п.).
Водоёмы с пологими берегами преодолеваются без особого труда. Более сложным является преодоление водных преград с крутыми берегами. В этих случаях необходимо соблюдать большую осторожность и тщательно проводить подготовительные работы.

Крутизна спуска не должна превышать 15°. Вход в воду с более крутого берега запрещается.

Перед форсированием водоёмов необходимо:
1. Тщательно обследовать место спуска, определить его крутизну, убедиться в отсутствии в воде остатков свай, больших камней, поваленных деревьев и т. п.
ВНИМАНИЕ! Невыполнение этого требования может привести к наезду одной из гусениц на препятствие под водой, что повлечет за собой критический крен снегоболотохода и как следствие его опрокидывание и затопление. 
2. Определить возможность и место предполагаемого выхода из воды.
3. Спуск на воду производить под прямым углом к линии берега на низшей передаче коробки передач при минимальной скорости и желательно без крена. Сразу же после входа в воду и выхода на плав необходимо в обязательном порядке проверить дифферент и крен, а также убедиться в отсутствии течи (при обнаружении значительной течи включить водооткачивающие насосы и вывести снегоболотоход на сушу.
В случае входа в воду при сильном течении, машину необходимо направлять на течение под некоторым углом, чтобы её не развернуло течением.
Движение на воде, как правило, осуществляется на четвертой – пятой передачах в коробке передач и при максимальной частоте вращения двигателя.
Ввиду большого радиуса поворота снегоболотохода на воде разворот делать заблаговременно.
При подходе к месту выхода из воды сбросить газ, включить низшую передачу и в момент соприкосновения гусениц с грунтом увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.
При выходе из водоёма учитывать, что снегоболотоход, находясь на плаву, теряет сцепной вес, ухудшая сцепление гусениц с грунтом берега. Кроме того, прибрежный грунт, как правило, бывает сырым и скользким и не обеспечивает хорошего зацепления гусениц. Поэтому выход снегоболотохода на крутой берег не всегда возможен.
При выборе места выхода из водоёма крайне важно правильно оценить условия и возможности выхода. Крутизна берега не должна превышать 10°. Выход необходимо осуществлять перпендикулярно к берегу.
В случае буксования гусениц и невозможности выхода снегоболотохода на берег обратный спуск в водоём задним ходом осуществлять осторожно, на малой скорости.
При преодолении водных преград с быстрым течением нужна большая осторожность, так как при входе в воду и выходе из неё возможен разворот снегоболотохода течением, приводящим к потере нужного направления. Не допускается преодолевать широкие водоёмы при наличии ветра и значительной волны.
При возможности потери направления движения от течения или ветра необходимо использовать страховочный канат или трос (лебедку), надежно зафиксированный на противоположном берегу.
После преодоления водной преграды снегоболотоход нужно подготовить к движению на суше. Для этого необходимо:
– выпустить остатки воды, просочившейся внутрь машины через пробки в днище корпуса, после удаления воды плотно завернуть пробки;
– проверить (при первой возможности, во время контрольного осмотра), не попала ли вода внутрь бортовых передач, в ступицы опорных катков, направляющих колёс и поддерживающих роликов (признак – серый цвет смазки); при наличии воды промыть их и сменить масла и смазки;
– проверить включением работу всех световых приборов.
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается преодоление снегоболотоходом судоходных участков водоемов.

17.7. ДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ
При эксплуатации в жаркое летнее время в лесных условиях важно не допускать вылета искр из выхлопной трубы, что может происходить в результате неисправности двигателя. Для исключения случаев возникновения пожара необходимо своевременно очищать выхлопную трубу от веток и хвои.

17.8. ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛИНИСТОЙ МЕСТНОСТИ
При движении машины по липкому, глинистому грунту возможно налипание и застывание глины на беговых дорожках гусениц. Это может вызвать распор гусеницы и привести к сбросу ее с ведущего колеса. В этих условиях следует соблюдать осторожность, избегать крутых поворотов и маневрирования задним ходом вне колеи. При кратковременных остановках перед началом движения вперед следует  подать машину один-два раза на 10 –
12 м
по своей колее назад с целью очистки беговой дорожки гусеничных цепей от налипшего грунта, после чего продолжить движение вперед. Чрезмерный распор гусеничных цепей может привести к прогибу балансиров направляющих колес и привалочной поверхности корпуса в районе крепления бортовой передачи.
Запрещается движение с чрезмерно натянутыми гусеницами!!!

17.9. ДВИЖЕНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА С ПРИЦЕПОМ
Следует иметь в виду, что снегоболотоход в условиях тяжёлого бездорожья (снежная целина, болота и т. п.) не всегда может буксировать прицеп.
При движении снегоболотохода по глубокому рыхлому снегу или болоту малейшая пробуксовка гусениц приводит к углублению колеи, вывешиванию снегоболотохода на днище и потере проходимости. Потеря проходимости в этих условиях возможна, так как прицеп создает дополнительное большое сопротивление движению. Поэтому эксплуатация снегоболотохода с прицепом может рекомендоваться и целесообразна только в тех случаях, когда он способен уверенно двигаться, не теряя проходимости. При движении в тяжёлых дорожных условиях целесообразно уменьшать количество груза в прицепе.
Для сохранения снегоболотохода в работоспособном состоянии в течение гарантийного срока общий пробег с прицепом не должен превышать 2500 км, из которых по особо тяжёлому бездорожью (мягкие болота, глубокая снежная целина) – не болee 500 км.
При работе снегоболотохода с прицепом необходимо:
– перед началом движения убедиться в полной исправности тягово-сцепных устройств, ходовой части и тормозов;
– проверить работу указателей поворота и сигнала «Стоп» на прицепе;
– для надёжности сцепки прицеп необходимо соединить со снегоболотоходом дополнительной страховочной связью (цепью или тросом);
– после сцепки с прицепом продвинуть снегоболотоход на несколько метров для проверки всей системы в работе;
– при движении в колонне строго выдерживать дистанцию до прицепа, буксируемого впереди идущим снегоболотоходом. Эта дистанция должна быть не менее 20 м при движении по ровной дороге;
– повороты делать на малой скорости с возможно большими радиусами, во избежание повреждения тягово-сцепных устройств. Складывание прицепа (упор ограничительного буфера дышла прицепа в задний борт снегоболотохода) не допускается;
– при буксовании на слабом грунте отцепить прицеп, вывести снегоболотоход на более твёрдый грунт, после чего при помощи буксирного троса вытянуть прицеп;
– в случае остановки на крутом подъёме или спуске подложить под гусеницы снегоболотохода и колёса прицепа подкладки из подручного материала.

17.10. ВЫТАСКИВАНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА
Вытаскивание застрявшего снегоболотохода производить однотипным снегоболотоходом или другой гусеничной (или колёсной) машиной с достаточным тяговым усилием на крюке. Сцеплять машины можно за передние буксирные крюки двумя тросами, соединёнными крест-накрест, или за заднюю буксирную вилку одним тросом.
Застрявший снегоболотоход должен при вытаскивании также начинать движение.
При потере проходимости одиночным снегоболотоходом можно воспользоваться бревном и двумя цепями самовытаскивания (цепи самовытаскивания прикладываются по заказу). Бревно подложить под обе гусеницы спереди или сзади снегоболотохода, на его концы надеть петли цепей самовытаскивания, а крючки цепей завести в наружные отверстия крыльев ближних звеньев гусениц.
Снегоболотоходы: тест-драйв

Снегоболотоходы: тест-драйв

Высокая проходимость в условиях снежного покрова, болот, водных преград, преодоление уклонов и подъёмов. Запишитесь на тест-драйв.

Вездеходы: Тюнинг, Доработка

Вездеходы: Тюнинг, Доработка

Аварийно-ремонтные мастерские, буровые установки, автогидроподъемники, крано-манипуляторные установки, лебёдки и др.

Снегоболотоходы:   Услуги

Снегоболотоходы: Услуги

Лизинг. Тюнинг. Гарантия качества. Доставка в любую точку. Сервисное обслуживание. Запчасти ГАЗ-34039, ТТМ-3902 Тайга и д.р. снегоболотоходов. Капремонт.